Где тонко, там и рвется

или навыки сохранения ШРУС передней подвески автомобиля дешевле его ремонта

Шарниры равных угловых скоростей – «изюминка» и проклятие легкового автомобиля с передним приводом.

Среди немалого количества узлов подвески легкового автомобиля всегда найдется слабое «звено», заставляющее водителя то и дело отвлекаться от управления автомобилем и прислушиваться к скрипам и глухим вибрациям, доносящимся из-под днища машины, а в случае выхода из строя того или иного узла побегать по авторазборкам в Калининграде в поисках нужных автозапчастей.

Почему надежный ШРУС так уязвим.

Современный мир автомобильного легкового транспорта практически полностью поглощен переднеприводными и полноприводными моделями. Старая классическая компоновка автомобиля с задним приводом, за редким исключением дорогих элитных моделей, считается архаизмом, для которого нет места в будущем.

Политика надежности классической, по тем временам, схемы основывалась на том, что основные ударные нагрузки от неровностей дорожного полотна воспринимались передней подвеской, тонкими были сайлент-блоки, шаровые опоры и подшипники качения ступиц. Все перечисленные узлы были относительно недороги и технологичны в изготовлении, и к тому же легкодоступны на любой авторазборке в Калининграде. Квалификации обычного автолюбителя хватало, чтобы самостоятельно выполнить ремонт и замену. Передача вращающего момента от коробки переключения передач до колес осуществлялась с помощью громоздкого и мощного редуктора. Независимо от величины ударных нагрузок, их направленности и количества, вся разрушительная энергия поглощалась амортизаторами и пружинами (рессорами) подвески. Задний редуктор с полуосями работал в относительно комфортных условиях, срок его службы был очень большим, а запчасти на него были в наличии на любой авторазборке в Калининграде.

В современном автомобиле часть элементов передней подвески находится под непрерывным воздействием ударов и вибраций. Кроме того, внешние шарниры РУС на ступицах колес нагружены вращающим моментом от коробки переключения передач. Совместное воздействие энергии вибраций от дороги и мощного вращательного усилия способно разрушить самую прочную конструкцию шарнира.

В конце 70-х на авторынке появились автомобили с передним приводом, продемонстрировавшие многочисленные преимущества перед классической компоновкой. Уровень развития технологий обработки металла 60-80г прошлого века позволял полноценно изготовить все элементы, из которых состоит подвеска современной машины, в том числе шарниры равных угловых скоростей. Но стоимость узла надлежащего качества и надежности не позволяла перенести интересную идею в массовое производство на конвейер.

Спрос на точную и надежную механику привел к появлению специальных методов упрочнения металла, массовому применению роботизированных металлообрабатывающих станков и средств обеспечения контроля прецизионных деталей.

Что представляет собой ШРУС.

Шарнир равных угловых скоростей, или сокращенно ШРУС, представляет собой массивный металлический «стакан», по внутренней поверхности которого выполнены продольные пазы. В пазы помещаются элементы качения, напоминающие шарики обычного подшипника, уложенные во внутреннюю обойму, и сепаратор слегка сферической формы. Эта часть шарнира напоминает шарикоподшипник. Вращающее усилие на наружной обойме через элементы качения передается на внутреннюю обойму, соединенную с валом привода. Конструкция шарнира позволяет отклоняться оси вращения внутренней обоймы под углом к оси наружной обоймы. Все составные части шарнира изготавливаются из высокопрочных легированных сталей с высочайшей точностью и качеством. Для защиты от воздействий грязи и пыли узел помещается в специальный защитный чехол из резины, смазывается специальной смазкой на основе графита. Различные смазки и прочие технические жидкости Вы можете приобрести на нашей авторазборке в Калининграде.

Способы предотвращения преждевременного выхода из строя ШРУС.

Основными причинами выхода из строя являются:

  1. Агрессивный стиль вождения с многочисленными «взрывными» разгонами и торможениями увеличивает контактную нагрузку в элементах шарнира. Ударные нагрузки от ям и ухабов на высокой скорости увеличивают скорость износа трущихся частей шарнира в 2-3 раза. При перегреве смазка меняет свою консистенцию и плохо удерживается на поверхности трения. При неоднократных попаданиях в многочисленные ямы или рытвины следует проверить стабильность углов развала колес и уделить внимание работоспособности шарниров РУС подвески.
  2. Разбалансированные передние колеса и потерявшие работоспособность передние амортизаторы приводят к появлению колебаний подвески, «вилянию» машины на дороге. Своевременное устранение дефектов гарантированно продлевает ресурс шарниров.
  3. Все, что лежит на дороге, медленно и уверенно убивает даже самый качественный ШРУС. Пыль и абразив являются смертельными врагами любого узла, в котором существует трение. Для шарниров РУС это утверждение имеет силу закона. Мельчайшая песчаная пыль и влага, проникающие через микротрещины в резиновом защитном чехле, приводят к катастрофическому износу и разрушению в считанные месяцы.
  4. В зимнюю пору, в условиях низких температур ледяная кромка, образовавшаяся на поверхности подтаявшего и замерзшего снежного наста, режет затвердевшую на морозе резину защитных чехлов, как острый нож. Если, в силу обстоятельств, вам довелось проезжать автомобилем по заледенелым сугробам и снежным переметам, не поленитесь по окончании поездки, в условиях теплого бокса проверить целостность чехлов ШРУС. Своевременная замена дешевле покупки нового шарнира, тем более что многие производители продают не ремонтные комплекты, а узел в сборке. Вариант покупки шарнира в сборе намного дороже приобретения фирменного чехла.

Не добавляют ресурса шарниру соль и химические реагенты, которыми в зиму дорожные службы любят засыпать дороги для борьбы с гололедом. При их накоплении в смазке шарнира активно развивается коррозия, увеличивается трение в элементах качения.

Как самостоятельно проверить работоспособность ШРУС.

Фирмы-изготовители рекомендуют начинать движение при прямой постановке рулевого колеса. При этом нагрузка на шарниры РУС минимальна. Знатоки и народные умельцы рекомендуют в момент начала движения максимально вывернуть руль и прислушаться к звукам, издаваемым подвеской автомобиля. При неисправных или изношенных шарнирах появится хрустящий звук. Для уточнения диагноза автомобиль устанавливается на досмотровую яму. Рядом с нашей авторазборкой в Калининграде есть бокс с подъемником, где можно произвести такой осмотр. После вывешивания передних колес, одно из них блокируется. После запуска двигателя сильно поворачивайте руль в сторону, противоположную блокированному колесу. Наличие звука, скрежета и хруста подтвердит неисправность шарнира на блокированном колесе. Своевременная замена может уберечь от аварийной ситуации на дороге.

top